Главная Палата 2014 Шапкина Елена Анатольевна

Шапкина Елена Анатольевна

Шапкина Елена Анатольевна

Поделиться:

Избран от некоммерческой организации

Организация: Некоммерческое партнерство «Академический учебно-научный центр Российской академии наук - Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова»

Направление деятельности: Развитие общественного контроля (противодействие коррупции, контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественная экспертиза нормативно-правовых актов, общественный контроль в социально-экономических сферах)

30 августа 1981 года рождения.

В 2002 году с золотой медалью окончила Московскую академию МВД России, работала оперуполномоченным. Кандидат юридических наук, доцент.

С 2009 по н/вр.  – доцент МГУ имени М.В.Ломоносова.

2006-2014 гг. -  Ведущий научный сотрудник, начальник отдела аспирантуры, подготовки научных кадров и повышения квалификации, Ученый  секретарь Государственного научно-исследовательского института системного анализа Счетной палаты Российской Федерации.

2007 г. – н/вр - Ответственный секретарь Комиссии Ассоциации юристов России.

2011 – 2012 -  Юрист в Европейском Суде по правам человека.

Являюсь Заместителем Директора Общероссийской общественной организации «Центр экологической политики и культуры».

Член (сторонник) Межрегиональной общественной социально-экологической организации «Российская Зеленая Лига».

Заместитель Главного редактора журнала «Экологическое право».

Участвую в качестве эксперта в деятельности международного сообщества по противодействию коррупции Программы развития ООН. Являюсь членом Европейского общества международного права.

Сокоординатор со стороны Ассоциации юристов России таких общественно значимых проектов как: «Общественно-правовой контроль и мониторинг за состоянием окружающей среды» (2012), «Развитие общественного экологического контроля в Российской Федерации» (2013), «Общественно-правовой контроль и мониторинг за состоянием окружающей среды как важная часть процесса формирования правового государства и гражданского общества» (2014).

Как представитель НКО принимаю активное участие в экспертизе законов Российской Федерации и их проектов, в работе по созданию  системы общественной аккредитации.

Считаю, что общественный контроль является эффективным инструментом в сфере экологии, а работа Общественной палаты способна содействовать улучшению качества жизни в нашем государстве.

Автор более 20 публикаций по вопросам экологии, конституционного права, социальной ответственности, противодействия коррупции и партнерства государственного и общественного секторов, опубликовала 2 монографии.

Преподаю, пишу, путешествую, увлекаюсь бадминтоном.

  • Программа Шапкиной Елены Анатольевны, кандидата

    в члены Общественной палаты Российской Федерации по направлению развитие общественного контроля на 2014 – 2017 гг.

    (Противодействие коррупции, контроль за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления, общественная экспертиза нормативных правовых актов, общественный контроль в социально экономических сферах)

    Общественная палата призвана обеспечить взаимодействие граждан Российской Федерации и общественных объединений с государственными органами в целях учёта потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод.

    Сегодня государством ведется большая работа, направленная на решение социально значимых задач, поддержку общественных инициатив, на противодействие коррупции, и уже достигнуты существенные результаты. Но еще многое предстоит сделать. И обратная связь способна стать индикатором эффективности проводимой работы. Эта задача является крайне важной, поскольку диалог гражданского общества и государственных институтов способен выявить и скорректировать возможные проблемы, возникающие в повседневной жизни.

    Исходя из практического опыта собственной экспертной и общественной деятельности, считаю актуальными и важными следующие направления деятельности в рамках Общественной палаты:

    1. Общественный контроль за реализацией конституционных прав граждан на получение качественных  государственных услуг.

    Конституция Российской Федерации признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина. Часть этих прав реализуется посредством оказания государственных услуг. Проведенный мониторинг качества оказания государственных и муниципальных услуг свидетельствует о том, что коррупция в сфере деятельности органов исполнительной власти оказывает существенное влияние на качество и доступность их оказания. При этом основные потери несут  физические лица, которые обращаются за государственной  услугой. Наиболее подвержены коррупционным рискам, в том числе, ЖКХ. медицинский, социальный и образовательный блоки на муниципальном уровне.

    Необходимо акцентировать внимание на реализации мер по снижению уровня коррупции на бытовом уровне, для того, чтобы государственные услуги были более качественны и доступны. 

    Одной из важнейших мер является общественная экспертиза оказания государственных услуг. В этой связи необходимо наладить диалог представителей государственных и общественных институтов с целью совершенствования мер по противодействию коррупции в сфере оказания государственных услуг. Участие негосударственного сектора в выработке таких мер позволит привлечь внимание к жизненным ситуациям, в которых возможны проявления коррупции в условиях действующего законодательства.

    2. Формирование профессионального экспертного сообщества для обеспечения общественно-значимых задач.

    В связи со вступлением 1 января 2014 года в силу Федерального закона Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на общественный сектор возлагаются важнейшие функции по контролю и претворением в жизнь положений закона. Данный факт осложняется несовершенством механизмов реализации общественного контроля и отсутствием  достаточного количества профессиональных экспертов негосударственного сектора в области контрактной системы.

    Первоочередной задачей Общественной палаты Российской Федерации должна стать совместная деятельность государственных и общественных институтов по формированию механизмов общественного контроля и профессиональной подготовки общественных экспертов, как в данной сфере, так и в иных сферах жизнедеятельности.

    Формирование квалифицированного экспертного сообщества и учет результатов его деятельности, способны оказать существенную поддержку органам государственной власти и иным государственным органам в реализации их задач и функций, тем самым перевести удовлетворения социальных потребностей на более качественный уровень.

    3. Развитие общественного контроля в сфере интеграции образования, науки и практики.

    Исследования показывают, что существует ряд проблем в сфере адаптации образования и науки к практическим потребностям.

    На лицо как минимум три причины сложившейся ситуации. Во-первых, это вопрос профессиональной ориентации абитуриентов и выпускников. Во-вторых, это недостаток мониторинга востребованности специалистов по отраслям и сферам деятельности. И. в-третьих, это то обстоятельство, что существующие образовательные стандарты и требования к квалификации выпускников вузов находятся в отрыве от реальных потребностей работодателей. В современных условиях перемены на рынке труда происходят намного быстрее, чем обновление профессиональных стандартов. В результате система образования производит специалистов "вчерашнего дня", что означает де-факто неэффективное расходование средств и рост потерь времени и денег работодателей на переобучение новой рабочей силы.   

    Создание общественных площадок для постоянного диалога представителей системы образования, науки, работодателей и молодых специалистов позволило бы не только обеспечить баланс интересов всех участников, но и найти новые, креативные решения, позволяющие преодолеть хроническое "запаздывание" системы образования по отношению к запросам экономики и общественного развития.

    4. Создание механизма имплементации результатов общественной антикоррупционной экспертизы законодательства в законодательный процесс и в практику.

    В процессе реализации Национальной стратегии, Национального плана, а также законодательства Российской Федерации, направленного на противодействие коррупции проявились как положительные, так и отрицательные аспекты воздействия на развитие негосударственного сектора. Не исключены факты злоупотребления толкованием норм и положений нормативных правовых актов со стороны государственных институтов и организаций с государственным участием, когда под предлогом антикоррупционной деятельности происходит вторжение в частную сферу деятельности общественных объединений, профессиональных формирований и отдельных граждан.

    Общественный контроль является тем инструментом, который способен прояснить значение и пределы норм права, направленных на противодействие коррупции. В этой связи Общественная палата как независимая структура представляет собой оптимальную площадку для диалога представителей государства, бизнеса и общественности. Необходимо выявить проблемные точки и разработать эффективный механизм по реализации ряда мер в сфере противодействия коррупции.

    5. Привлечение молодежи к деятельности Общественной палаты.

    Участие молодежи в развитии идей общественного контроля, противодействия коррупции, правового просвещения будет способствовать развитию направлений деятельности Общественной палаты и правового государства в Российской Федерации в целом, а также формировать новый институт профессиональных кадров.

Контрольная сумма данных кандидата: e0cf5029c734105e0336c98f3a363ec1